Философские проблемы общества


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий. В истории философской мысли выделяются два типа социальной философии, исходящие из разного понимания своих целей и задач. Ценностная социальная философия исходит из понимания философии как мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм философские проблемы общества устройства, возможного предназначения философские проблемы общества и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим с точки зрения философские проблемы общества ценностям человеческого бытия. Ценностная философские проблемы общества философия — от платоновских воззрений на государство до идеологем «Коммунистического манифеста», историософии Бердяева — альтернативна научному познанию общества, выступает как своеобразная форма «социального проповедничества». Ее суждения основаны на ценностных предпочтениях, которые могут быть квалифицированы как истинные или ложные лишь в том случае, когда касаются «ценностей — как средств», но не конечных «ценностей — как целей», свободно философские проблемы общества людьми. Общезначимость подобных целей, их адекватность задачам выживания не дает оснований для признания их гносеологической истинности, взаимосведéния должного к сущему. Альтернативность науке — не недостаток, а достоинство ценностной социальной философии, которая обосновывает «суперсистемы человеческой культуры», состоящие из знаний, верований, образов и норм, осуществляет рефлексию ценностей существования и философские проблемы общества предстает как ценностное самосознание эпох человеческой истории. В отличие от философские проблемы общества рефлективная социальная философия исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т. Задача рефлективной социальной философии — философские проблемы общества сущности и существования социальной реальности как подсистемы целостного мира. Изучая философские проблемы общества общественной жизни, социальная философия рассматривает ее как социум или надорганическую реальность — многообразный в своих проявлениях мир человека, выделенный философские проблемы общества природы и отличный от нее. Практически все течения социальной философии связывают коренное отличие homo sapiens с наличием у него — способности к эвристическому символическому моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления. Становление этой способности означает преобразование биологической активности живых систем в деятельность человека. Важнейшая проблема социальной философии — субстанциальная основа общественной жизни, которая придает социе-тальные свойства ее разнообразным субъектным, объектным, организационным проявлениям, обусловливает их качественную самотождественность и внутреннюю системную целостность. Проблема субстанции социальной жизни вызывала и вызывает острые разногласия между философами. Одни считают такой субстанцией трансцендентальное сознание, другие — посюстороннее сознание, выступающее как система смыслов идей, образов, ценностей, нормкоторая интегрирует многообразие их носителей в социокультурные системы. Человеческая деятельность в подобном понимании выступает как модус идеальной субстанции, процесс объективации смыслов их последующей социализации. Альтернативная точка зрения рассматривает как социальную субстанцию предметную деятельность общественного человека. В качестве идеально-регулятивной подсистемы деятельности совокупности ее мотивов, целей, программ сознание обусловливает процесс целереализащш и существенно влияет на его результаты, диверсифицируя их в соответствии с присущей субъекту «свободой воли». Однако эта свобода не является абсолютной, поскольку содержание человеческих желаний, влечений, целей обусловлено системой материальных факторов деятельности. Прежде всего речь идет о потребностях человека как первопричин его активности. Альтернативные трактовки социальной субстанции ведут к разному пониманию многих важнейших проблем социальной философии, начиная с вопроса о существовании специфических для общества форм пространства и времени и кончая проблемами социального философские проблемы общества. Так, способность к прогностическому моделированию виртуальных состояний среды, присущая человеку, связана с вопросом о специфике причинно-следственных зависимостей в условиях, когда причиной действия философские проблемы общества представление о его возможных последствиях. Способность сознания ранжировать детерминирующие его потребности ставит вопрос о соотношении необходимости и свободы, случайности и вероятности в человеческом поведении. Особое значение обретает проблема социального процесса, наличия в нем объективных, устойчиво воспроизводимых, сущностных связей. Точке зрения, отрицающей сам факт существования законов в социальном процессе, творимом субстанциально свободной человеческой волей, противостоят концепции, в которых сфера закономерности не ограничена лишь царством природы. В одном случае социальную регулярность пытаются редуцировать к универсальным законам системной самоорганизации синергетикабиологии социобиология или рассматривать ее как следствие детерминирующего воздействия внешней среды географический детерминизм. В философские проблемы общества — вывести ее из имманентных регулярностей сознания индивидуального или коллективного. В третьем — из факторов философские проблемы общества процесса, действующих помимо сознания и независимо от него материалистическое понимание истории. Анализ философские проблемы общества реальности как подсистемы окружающего и охватывающего нас мира, не исчерпывает всей проблематики социальной философии, которая видит в необходимую организационную форму воспроизводства социальности. Осуществляя такой подход, рефлективная социальная философия пересекается с теоретической социологией. Разные течения социальной философии предлагают разное философские проблемы общества природы человеческого общества. Сторонники номиналистической точки зрения фактически отказывают обществу в онтологической реальности, отличной от суммарной жизнедеятельности индивидов. Представители альтернативной точки зрения социологический реализм понимают общество как надындивидуальную систему, которая, складываясь во взаимодействии людей, обладает интегральными свойствами, отсутствующими у индивидов. Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системывозникающих в процессе распределения труда, собственности и власти; безличные роли ификсирующие место индивидов в подобных отношениях; системные совокупности ролей, образующие социальные институты см. Некоторые философы и социологи и его последователи «субъективируют» матрицы социального взаимодействия, превращая общество в самостоятельного интегра-тивного субъекта с собственной системой потребностей, интересов, целей, отличных от потребностей и целей индивида. Это стремление вызывает резкую критику сторонников «методологического индивидуализма» от доотвергающих идею коллективного субъекта. Такой «индивидуализм» не отрицает наличие социокультурных структур, нередуцируемых к индивиду и влияющих на его поведение; он лишь настаивает на том, что эти структуры не могут действовать сами по себе, что способность к целенаправленной деятельности дарована только людям, а не обществу, государству или социальным законам. Важнейшей задачей социальной философии является построение системно-структурной модели «общества вообще», которая должна свести воедино универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, независящие от пространственно-временных форм ее существования. Это достижимо лишь при помощи системного анализа объектов с органическим типом целостности. Исходной задачей становится структурный анализ общества — установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества его подсистем, компонентов и элементовнаходящихся в отношениях иерархического соподчинения. Оставляя конкретный анализ общественной структуры на долю социологии, социальная философия обсуждает вопрос о наиболее общих принципах «социальной статики», в частности — принципах выделения подсистем общества или сфер общественной жизни. Можно выявить различные подходы к вычленению различных сфер общества: 1 субъектный подход, при котором подсистемами общества считаются крупные группы людей этносоциальные общности, экономические страты, политические союзы и пр. Определение этих типов связано с установлением элементов совместной деятельности, без которых невозможно ее воспроизводство. К ним относятся человеческие индивиды, предметы практического назначения философские проблемы общества вещи, создаваемые в материальном производстве; опред-меченная в символах и знаках информация, создаваемая в духовном производстве; наконец, субъект-объектные философские проблемы общества субъект-субъектные связи и отношения. На правах компонентов в структуру общества входят различные социальные группы и стоящие за ними институты, связанные с распределением профессиональных, экономических, властных и культурных ролей-статусов между носителями соответствующих общественных отношений. Структурный анализ общества дополняется его функциональным рассмотрением, которое должно установить способы и механизмы воспроизводства социальной целостности. В ходе такого рассмотрения социальная философия стремится вскрыть систему опосредований, которые возникают между элементами, философские проблемы общества и подсистемами общества в процессе их взаимодействия. При обсуждении этой проблемы возникают острые споры между сторонниками монистического и плюралистического течений в социальной философии. Первые убеждены в том, что функциональные опосредования в обществе имеют субординационный характер, поскольку на каждом «этаже» социальной структуры можно выделить такие элементы, компоненты и подсистемы, которые наиболее важны для общества и оказывают постоянное детерминирующее воздействие на иные структурные уровни. Примером монистического подхода к обществу является марксистская социальная философия. Сторонники плюралистического подхода исходят из координационной природы функциональных связей, утверждают принципиальное равноправие между типами человеческой деятельности, социальными институтами и пр. Еще одним аспектом социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, философские проблемы общества свои качественные состояния. Философские проблемы общества направления соцальной философии по-разному решают вопрос об источниках социальных изменений, некоторые усматривают их в сфере духовных философские проблемы общества, считая изменение социальных систем систем практического взаимодействия следствием имманентного изменения культурных систем. При таком подходе становление, напр. Вебер или философских воззрений на окружающую действительность. Альтернативная точка зрения ищет источник социокультурных трансформаций в неидеальных факторах деятельности как это делалсчитавший источником социальной динамики самовозрастание человеческих потребностей, а механизмом изменения — противоречие между производительными силами общества и его производственными отношениями. Разная трактовка дается инициирующим субъектам социокультурных изменений проблема «героя и толпы», «классов и классовой борьбы»их оптимальных, наиболее эффективных форм эволюционное изменение или социальная революция и т. К проблемам социальной динамики примыкают проблемыв которой философские проблемы общества рассмотрения становится не общество, а история. Споры вызывает вопрос о принципах типологизации исторически конкретных форм общественной организации. Позиция философов, основывающих такую типологию на факторах культуры социокультурные суперсистемы Сорокина и др. Острые споры вызывает и проблема направленности исторического развития или проблема общественного прогресса. Одни специалисты по социальной философии настаивают на исключении идеи прогресса из социальных теорий, полагая, что ученый обязан констатировать факт социокультурных изменений, но не имеет права оценивать их с позиций «лучшего» или «худшего». Другие считают, что функциональные институты, могут быть оценены по степени совершенства или несовершенства, по их философские проблемы общества собственному назначению. Третьи говорят о конкретном характере исторической эволюции человечества, выбирая между альтернативами прогресса, регресса или циклического изменения. Прикладным аспектом философии истории является разработка методологических проблем исторического познания — таких, как вопрос о различении исторических «структур» и «событий», о природе исторического факта, о соотношении но-мотетических идиографических процедур в познании истории, «объяснения и понимания» в нем философские проблемы общества др. Этапы развития социологической мысли. Протестантская этика и дух капитализма, — Избр. О разделении философские проблемы общества труда. Открытое общество и его враги, т. Смысл и назначение истории. Social and Cultural Dynamics.

Смотри также