Проблемы профессионального образования в россии


Развитие новых социально-экономических отношений в постсоветских странах в середине 90-х гг. Не является исключением в этом отношении и Россия, где уже приступили к стадии реализации концепции реформирования высшей школы. Однако эти изменения в большей степени носят организационно-структурный характер, недостаточно затрагивая содержание высшего профессионального образования. Высшая школа сегодня уже проблемы профессионального образования в россии соответствует складывающейся социально-экономической ситуации в стране, тем более не может отвечать социальному заказу общества в третьем тысячелетии без глубокого ее содержательного реформирования. Вся система образования должна изменяться в соответствии с социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе, и, в свою очередь, влиять на них. Без учета этого общеметодологического положения о развитии общества реализация любых проектов реформирования высшего профессионального образования будет малоэффективной. Поэтому, по нашему мнению, на первый план должно выдвигаться социальное прогнозирование, а не поиск и механический перенос привлекательных, по мнению реформаторов, компонентов образовательных систем западных стран. Конечно, отказываться от международного опыта нельзя, однако его использование необходимо творчески и органически вписывать в конкретные условия нашей страны. Другим важным аргументом в пользу научных исследований как обязательного этапа разработки концепции реформирования высшей школы является использование возможности процесса рефлексии. Следует отметить, что в советский период исследования в этой сфере не были достаточно распространены по причине их невостребованности в условиях административно-командной системы, где преобладал приоритет государства над личностью. В условиях же роста социального значения личности в постсоветский период, закрепления ее прав и свобод в Конституции Российской Федерации было бы ошибкой игнорировать реакцию объекта реформирования на происходящие в обществе процессы и намечающиеся перемены. Более того, социальная общность обучающихся является не только объектом реформирования, но выступает также в роли активного субъекта данного процесса. Проблемы профессионального образования в россии соотношения субъекта и действительности, мы в состоянии выяснить характер и продуктивность его участия. Для определения путей совершенствования подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования нами в 2007-2008 году нами был проведен целый ряд социально-психологических исследований педагогической среды и организации учебно-воспитательного процесса. Основными задачами этих мероприятий стали: изучение индивидуально-психологических качеств абитуриентов проблемы профессионального образования в россии их динамика в период обучения; анализ социально-психологического климата всех студентов, мониторинг мотивационно-ценностных ориентации обучающихся; подтверждение эмпирических наблюдений и выводов других ученых о состоянии организации учебного процесса; апробация методики проведения подобных исследований в будущем и др. Исследования позволили определить основные направления совершенствования подготовки кадров в вузах. Так, выяснилось, проблемы профессионального образования в россии существующая система отбора абитуриентов является недостаточно эффективной, вызывая потребность в замене ее основных звеньев. Необходимо более широкое применение психологического обследования абитуриентов, которое широко применяется в ведомственных вузах, и учет его результатов при зачислении. Немаловажное направление реформирования подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования связано с развитием образовательной среды, нейтрализацией негативных тенденций, выявленных в ходе исследований, которые прежде всего это проявляется в нарастании отрицательного восприятия окружающей обстановки студентами на макроуровне. Процесс резкой социальной дифференциации проявляется в осознании студентами фактора имущественного расслоения по доходу, ориентации на повышенное потребление. Данный фактор воздействия макроуровня все в большей мере определяет социально-психологический климат в студенческом коллективе, вызывает нарастание переориентации с профессиональных интересов на личностно-потребительские запросы, снижает интерес к учебному процессу в целом. Очевидным становится то, что рассматриваемые факторы все в большей мере оказывают негативное воздействие на подготовку студентов, действуют разлагающе на морально-психологический климат будущих специалистов уже на стадии их обучения. Решение этой проблемы в целом лежит за проблемы профессионального образования в россии реальных возможностей учебного заведения. Эта весьма серьезная дидактическая проблема в значительной мере будет решена за счет внедрения методики интенсивного обучения путем уплотнения планирования изучения дисциплин; деления учебного материала на укрупненные блоки с обязательным контролем каждого из них; перехода на ситуационное практическое обучение. Завершая краткий анализ полученных в результате исследований данных, можно сделать ряд общих выводов. Во-первых, реформирование подготовки кадров может быть эффективно осуществлено лишь на основе научного анализа и прогноза. Поэтому социально-психологические исследования в этой сфере, сегодня актуальны в большей степени, проблемы профессионального образования в россии прежде. Во-вторых, реформа системы учебных заведений высшего профессионального обучения должна включать в себя развитие новой модели учебного процесса, а не только его организационно-структурных компонентов. Она должна обеспечить дальнейшее приближение структурно-содержательной модели выпускника к требованиям науки и практики. Предстоит уточнить цели и конкретные задачи обучения, заметно обновить его содержание, сместив приоритеты в выборе методов и форм проведения занятий в сторону практического обучения, одновременно развивая проблемы профессионального образования в россии студентов творческий, научный подход и проблемы профессионального образования в россии в решении учебных задач. В настоящее время в сфере образования назрела проблема модернизации институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, отсутствие которых приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда. Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Ускорение темпов обновления технологий приводит проблемы профессионального образования в россии необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения. Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее проблемы профессионального образования в россии качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей. Проблемы профессионального образования в россии отставание в первую очередь выражается проблемы профессионального образования в россии отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. А в случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве. Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Проблема негибкости инерционности системы высшего образования во многом связана с проблемой дефицита профессорско-преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать, используя современные образовательные технологии. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности, однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны. Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных проблемы профессионального образования в россии являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления и задачи создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач преобразований результатам, проблемы профессионального образования в россии достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. Таким образом, в современной России назрели проблемы, решение которых невозможно без коренной модернизации образования. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества проблемы профессионального образования в россии государства в области образования не всегда совпадают проблемы профессионального образования в россии отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации высшего профессионального образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений высшего профессионального образования и учитываться при проведении модернизации образования.

Смотри также