Правовые формы управленческой деятельности


Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и правовые формы управленческой деятельности управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления. Формы управления различаются см. Формы осуществления исполнительной власти по характеру вызываемых последствий — на правовые и неправовые. Правовые формы управленческой деятельности формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов издание индивидуальных административных, распорядительных актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права в частности, на вождение транспортных средств. Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, — они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними. Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т. Другой неправовой правовые формы управленческой деятельности реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т. Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти. Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, правовые формы управленческой деятельности как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания. Посредством правовых актов управления как нормативного, так индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия. Подзакошюсть акта исполнительной власти означает, что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания установленным требованиям. Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных правовые формы управленческой деятельности. Отсюда — властный характер акта управления, обязательность правовые формы управленческой деятельности в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность. С точки зрения содержания, акт исполнительной власти — это управленческое решение, касающееся задач и функций исполнительной и распорядительной деятельности. Субъекты управления принимают такие акты в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами. К числу рассматриваемых актов относятся только правовые акты управления, а именно акты, издание которых влечет юридические последствия в виде установления изменения, отмены ' правовых норм или установления изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти. В этом заключается отличие правовых от неправовых. Акты исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, отличаясь, таким образом, например, от договоров, являющихся результатом соглашения сторон правоотношения. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны — органа исполнительной власти. Эта воля распространяется, естественно, лишь на подчиненные, подведомственные или подконтрольные поднадзорные данному органу управления объекты. Момент властности в актах управления выражен в наибольшей степени, что находит отражение в таких терминах, как «обязать», «запретить», «приказываю» и т. Акты исполнительной власти отличаются от других правовых документов как по внешнему оформлению, так и но наименованию и процедуре принятия. Принимаются они только по вопросам исполнительной и распорядительной деятельности и только н пределах соответствующей компетенции. Издаются они, как правило, в качестве письменного документа. Однако возможен и устный вариант, например в виде команд в системе правовые формы управленческой деятельности управления. В определенных случаях используются условные знаки, изображения, например, запрещающие движение транспорта или предупреждающие о какой-либо угрозе тех-ногенного характера. Виды правовых актов управления классифицируются: по юридическим свойствам; по органам, издающим акты, их компетенции; по наименованию актов; потерритории и сроку их действия см. По юридическим свойствам правовые акты, как уже отмечалось, подразделяются на нормативные индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый изданный в определенной форме правопюрческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Акты исполнительной власти самогр перечня. А постановлением Правительства от 6 ноября 1998 г. «О Правительстве Российской Федерации»2. Нормативные акты управления детализируют законы, содержат правовые формы управленческой деятельности их реализации, организуют функционирование органов исполнительной власти, регулируют их взаимоотношения с другими участниками управленческих отношений. Нормативные акты управления устанавливают или изменяют общие правила поведения, которые носят безличный характер и рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, например, правила приватизации государственных предприятий, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила стандартизации и определения качества продукции, правовые формы управленческой деятельности воинского учета, таможенные правила и многие другие. В ряде случаев на основе нормативных актов управления возникают правоотношения других отраслей права финансового, трудового, природоохранительного и др. Особо следует выделить нормативные акты управления, предусматривающие административную санкцию за их нарушение. Все эти нормативные акты являются одним из важнейших источников права. Правовые формы управленческой деятельности них невозможно функционирование органов исполнительной власти и всего государственного аппарата в целом. Нормативные акты служат правовой основой для издания индивидуальных актов — актов правоприменения. Четкое определение свойств и признаков нормативных индивидуальных ненормативных актов позволяет правильно оценить роль и значение того или иного вида акта в механизме правового регулирования. Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных ненормативных немыслимы должное качество актов исполнительной власти, систематизация, публикация и введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала. Индивидуальные акты исполнительной власти не содержат общих правил, норм права. К таким актам относятся решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетенцию. Это — акты правовые формы управленческой деятельности норм права к конкретным лицам и случаям. Они выступают в качестве юридических фактов, если законодательство связывает с ними возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. С их помощью формируется персонал аппарата управления, обеспечивается опе 1 СЗ РФ. Например, юридическим фактом является издание приказа распоряжения о назначении гражданина России на государственную должность государственной службы, так как с этим фактом связывается возникновение у него определен ного объем а полномочий. Значение юридического факта имеет постановление соответствующего органа должностного лица о наложении административного взыскания налицо, виновное в совершении правонарушения. Правовые акты управления могут издаваться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрацией. По компетенции характеру разрешаемых вопросов можно выделить акты органов исполнительной власти общей, межотраслевой функциональной и отраслевой компетенции. По наименованию акты органов исполнительной власти и должностных лиц весьма разнообразны. Президент России издает указы и распоряжения; Правительство — постановления и распоряжения; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы иные федеральные органы исполнительной власти — постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения нормативные актыа также акты, изданные в ином виде, не имеющие нормативного правового характера указания и др. Руководители высших органов исполнительной власти субъектов Федерации главы администраций издают постановления и распоряжения, руководители органов администраций — приказы и указания; местные администрации — постановления, распоряжения, приказы. Правовые акты управления правовые формы управленческой деятельности и по другим основаниям: по территории, сроку действия, по способу зашиты содержащихся в них требований и др. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность. Законность актов означает, что: всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа; предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти; при издании акта должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа соблюдение единых реквизитов ; должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия издания актов. В соответствующих случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Статья 76 Конституции требует, чтобы законы иные нормативные акты субъектов Федерации не противоречили федеральным законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или нормативный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, правовые формы управленческой деятельности на уровне субъекта Федерации. Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений. Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь. Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство предусматривает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия1. Все правовые акты, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения, за исключением тех, которые отменены в установленном порядке. Не правовые формы управленческой деятельности оспариваемые акты управления. При обжаловании акт может быть признан или правомерным после устранения в нем недостатков, или недействительным. Акт отменяется в случаях: устарелости; незаконности; правовые формы управленческой деятельности акта, положенного в его основу; нецелесообразности. Статья 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»2 предусматривает, что Конституционный Правовые формы управленческой деятельности по итогам рассмотрения дела о проверке 1 Подробно см. Это — основание отмены в установленном порядке положений правовые формы управленческой деятельности нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или правовые формы управленческой деятельности такие же положения, какие были предметом рассмотрения. Положения этих нормативных актов не применяются судами, другими органами и должностными лицами. Статья 46 Конституции предоставляет гражданам право обжаловать в суд решения исполнительных органов их должностных лиц. В этом случае, согласно ст. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1, суд, установив обоснованность жалобы, признает обжалуемое действие решение незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо правовые формы управленческой деятельности путем восстанавливает его права и свободы. Правительство вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти. Акты этих органов, подведомственных Президенту, им и отменяются. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды вправе отменять только индивидуальные акты управления. Приостановление действия акта управления, т. Правительство в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей правовые формы управленческой деятельности страны в пределах своей компетенции правовые формы управленческой деятельности приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Согласно КоАП, исполнение постановления по делу об административном правонарушении может быть приостановлено в связи с подачей жалобы или правовые формы управленческой деятельности протеста прокурора. Суд общей юрисдикции по просьбе гражданина, подавшего жалобу на решение исполнительного органа должностного лицаили по собственной инициативе может приостановить исполнение обжалуемого решения. В последние годы появился новый вид актов, касающихся форм управленческой деятельности, — так называемые административно-правовые договоры соглашения. К ним относятся: договоры, заключаемые в соответствии со ст. Статья 78 Конституции предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъекта Федерации могут передавать им правовые формы управленческой деятельности части своих полномочий, и наоборот. В нем определяются такие основные понятия, как предмет ведения, компетенция, полномочия органов, договор, соглашение. Договором называется правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, а соглашением — правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации друг другу осуществления части своих полномочий. Для административного права важно прежде всего то, что касается сферы исполнительной власти. Так, согласно названному закону, предметами соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок их передачи; материально-финансовая основа их передачи; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения иные вопросы, связанные правовые формы управленческой деятельности исполнением положений соглашения. К числу основных принципов разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений законом отнесены принципы: конституционности; верховенства федеральной Конституции и федеральных законов; равноправия субъектов Федерации; недопустимости ущемления прав интересов субъектов Федерации; согласования интересов Федерации и ее субъектов; добровольности заключения договоров, соглашений; обеспеченности ресурсами; гласности заключения договоров, соглашений. Закон определил также процедуру подготовки договора, соглашения; одобрения или отклонения проекта договора, соглашения; подписания, опубликования, вступления в силу, внесения изменений и правовые формы управленческой деятельности в них. Таким образом, из закона следует, что соглашение является самостоятельной правовой формой реализации исполнительной власти. При этом соглашение, проект которого одобрен Правительством РФ, подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, которое уполномочено субъектом Федерации на подписание соглашения. Разумеется, ни одна из сторон такого соглашения не выступает в роли субъекта управления по отношению к другой. Договор же правовые формы управленческой деятельности это правовая форма регулирования взаимоотношений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Он носит комплексный характер, так как выражает задачи и функции всех ветвей законодательной, судебной, исполнительной власти Федерации и ее субъектов, заключивших договор. «Об основах государственной службы Российской Федерации»' гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, а оформляется поступление приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы. Следовательно, в этом случае договор сам по себе непосредственно не является юридическим фактом, т. Он предшествует приказу, является предварительным соглашением для последующего издания того правового акта, который и послужит основанием вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей государственного служащего. Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»2 и Указу Президента от 16 сентября 1 СЗ РФ. «Вопросы прохождения военной службы»1, при поступлении граждан на военную службу в соответствующих случаях оформляется контракт с Министерством обороны или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором закон предусматривает военную службу, а зачисление на воинские должности, перемещение по службе и другие изменения в служебном положении производятся правовые формы управленческой деятельности правовыми актами.

Карта сайта

1 2 3 4 5 6 7

Смотри также